Для большинства водителей тонировка стекол — это возможность избавиться от прямых солнечных лучей, которые ослепляют водителя и обесцвечивают ткани в салоне авто. Некоторым хочется затемнить окна для того, чтобы скрыть личные вещи от чужих глаз. Независимо от целей, тонировку авто требуется выполнять по ГОСТу, иначе водитель получит штраф.
Разрешена ли тонировка
Поскольку сейчас водителей штрафуют за неподобающее состояние авто, остается вопрос по поводу того, можно ли тонировать стекла. В России не запрещен такой тюнинг, но только в том случае, если процент затемнения останется в пределах законодательной нормы. Ограничения касаются только боковых и передних стекол, поскольку там сидит водитель, который отвечает за безопасность всех пассажиров.
Польза тонировки
Тонирование стекол автомобиля настолько сильно распространено, поскольку имеет ряд преимуществ:
- Предотвращает выгорание салона. В регионах, где много солнца лобовое стекло почти всегда тонируют, поскольку иначе оно постоянно будет ослеплять водителя, а его одежда и поверхность салона со временем поменяют цвет.
- Внешний вид авто и защита стекол. При снижении светопропускаемости меняется общее впечатление от авто. Также дополнительная поверхность защищает стекла от царапин и трещин.
- Поддержание комфортной температуры в салоне. Качественный материал для тонирования стекол автомобиля предполагает, что потоки солнца не пройдут через пленку, поэтому летом не придется 20 минут проветривать салон перед тем, как куда-то поехать.
- Снижение риска взлома. Воры предпочитают сначала осматривать салон, чтобы понять, стоит ли взламывать автомобиль. В случае с тонировкой они не смогут осмотреть детали, поэтому риск окажется бессмысленным.
Интересно! Через такой тюнинг легко обновить даже старое авто. Покрытие часто наносят перед продажей машины, поскольку так повышается ее стоимость.
Разновидности тонировки
Думая над тем, какую тонировку можно клеить на передние и задние стекла, сначала стоит разобраться с тем, какие виды защиты существуют.
Заводская
Ее наносят только на заводе, при этом добавляют специальные присадки, которые создают напыление. Такой вид тонировки всегда выполняется по ГОСТу. Покрытие создается долговечное, устойчивое к механическим воздействиям. Единственным минусом считается то, что водитель не может сам определять процент пропускаемого света или убирать покрытие.
Напыление
В этом случае на передние боковые или задние стекла наносят тонкий слой полимерного материала. Для этого придется обращаться в мастерскую, поскольку во время этого процесса используется вакуумная камера. В салонах покрытие делают качественное, а вот при использовании этого метода в гаражных условиях на стеклах быстро появляются царапины и затирки.
Пленка
Обычно используется для тонировки задних стекол, поскольку покрытие получается достаточно темным. Пленку фиксируют со стороны салона, для этого необязательно обращаться в мастерскую. Материал одинаково легко снимается и наносится, при этом легко контролировать допустимую тонировку передних стекол, поскольку производители учитывают допустимые нормы.
Совет! Разрешено использовать разные виды тонировки, но при этом следует заранее подумать о том, для чего она используется и какой вариант подходит больше всего.
Тонировка по ГОСТу
В нормативных документах указывается, сколько процентов световых лучей должна пропускать поверхность.
Лобовое стекло
По ГОСТу тонировка переднего лобового стекла не должна превышать 25%. Инспекторы ГАИ всегда контролируют этот момент, когда видят затемненную поверхность, поскольку от этого зависит безопасность движения на дороге. Также допустимо крепление цветной прозрачной полоски, которая защищает от солнца, но ее ширина не должна превышать 14 см.
Передние стекла
На тонировку передних боковых стекол тоже действует ограничение, разрешенный показатель — затемнение на 30%. Хотя это требование к водителям появилось всего несколько лет назад, в ближайшем будущем его не планируют менять.
Заднее стекло
Тонировка заднего стекла не так строго регламентируется по ГОСТу, как переднего. Инспекторы ГИБДД допускают любую степень затемнения, если у машины есть зеркала заднего вида. Когда они отсутствуют, тонировку устанавливают с затемнением не более, чем на 30%.
Задний ряд
Для заднего ряда стекол допускается любая степень затемнения, если пленка не имеет зеркального эффекта.
Как проверяется тонировка
Инспектор ГИБДД не может определить на глаз, какая тонировка разрешена, поэтому процедура выполняется с помощью тауметра. Только при наличии у инспектора сертифицированного прибора и соответствующей пломбы на нем возможно прохождение осмотра авто. Также для корректного получения результатов требуется выполнение следующих предписаний:
- Проверка на тонировку, которую человек установил, выполняется только на посту ГАИ. Согласно правилам его выполняют только в стационарном пункте.
- Для корректного получения результатов подходит только сухая погода, поскольку влажность воздуха искажает данные. Оптимальными считаются показатели, когда этот параметр не превышает 80%. При минусовой температуре замеры тоже не выполняются, благоприятными условиями считается промежуток от 5 до 15 градусов Цельсия.
- Перед выполнением замеров стекло очищают и смотрят, чтобы прибор был чист.
Важно! 100% прозрачность стекол наблюдается только первые несколько месяцев после покупки авто. Затем этот показатель плавно снижается из-за старения поверхности. Поэтому при установке тонировки стоит учитывать этот момент и брать материал с небольшим запасом.
Прибор для измерения
Сотрудники ГИБДД для оценки тонировки используют тауметр. Этот электронный прибор показывает, насколько хорошо через прибор проходит свет. На этом приборе есть небольшой экран, где отображается светопропускная способность в процентах. В нем есть источник излучения и приемник, который сотрудники подсоединяют к измерительному блоку.
Приборы выпускают разных видов, но все они работают по одному принципу:
- Стекло просвечивается излучателем.
- В приемник проходит часть света, которое способно пропустить стекло.
- Прибор анализирует показания и выводит данные на экран.
На эту процедуру уходит всего несколько минут, но от корректности ее проведения зависит то, получит человек штраф или нет. Также стоит учитывать, что проверку допустимо выполнять утром, вечером и ночью.
Штрафы за тонировку
Если окажется, что светопропускная способность стекол меньше, чем указанные в нормативах требования, то сотрудник ГИБДД выпишет человеку штраф. Согласно ст. 12.5. КоАП его размер составляет 500 руб., но в первые 10 дней после обнаружения правонарушения его оплачивают со скидкой в 50%. При этом если человек согласен устранить на месте правонарушение, но инспектор выписывает ему предупреждение. При повторном правонарушении штраф увеличивается до 1000 руб.
Как избежать штрафа за тонировку
Чтобы избежать неприятной ситуации, не стоит нарушать закон. Достаточно один раз проехать мимо поста ГИБДД, чтобы сотрудники заметили, что стекла слишком сильно затонированы. В этом случае придется демонтировать пленку, а потом заново обращаться в салон.
Лучше сразу придерживаться установленных норм, чтобы не опасаться штрафа или административного ареста при повторном правонарушении.