Термостат: принцип работы, распространенные неисправности и замена

Термостат: принцип работы, распространенные неисправности и замена Ремонт и обслуживание
Необходимая информация о возможных поломках термостата, проблем системы охлаждения, а также описания самостоятельной замены механизма

Термостат — неотъемлемый элемент системы охлаждения автотранспорта. Его расположение напрямую зависит от компоновки и модели двигателя, чаще всего он находится между мотором и радиатором. Устройство активно используется в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Внешне он представляет собой маленькую, простую деталь, состоящую из: корпуса, штока, выходных/входных патрубков, резиновой камеры, клапана, термоэлемента.

Термостат: принцип работы, распространенные неисправности и замена
Термостат Toyota Corolla

Механизм работы термостата, а также его виды

Работа механизма заключается в регулировании температуры антифриза (тосола), за счет блокирования ОЖ (охлаждающей жидкости). Для ускорения прогревания двигателя, ОЖ циркулирует по кругу через рубашку охлаждения и радиатор печи (малому), а после нагревания до необходимых температур и срабатывания клапана, начинает идти через радиатор — по большому кругу.

Термостат: принцип работы, распространенные неисправности и замена

Выделят следующие виды термостатов:

  • Одноклапанный – простая, а главное надежная конструкция, благодаря чему ей отдают предпочтение многие автолюбители, большинство из которых иностранцы.
  • Двухлапанный – популярен у грузовых, легковых российских производителей, имеет вспомогательный, а также основной клапан.
  • Двухступенчатый аппарат – устанавливается при повышенном давлении в системах охлаждения, во время их работы.
  • Оборудованный электронным управлением – максимально точный, эффективный, преимущественно в обеспечении работы высокотемпературного диапазона длительное время.

Механизм производиться из таких материалов, как: медь, латунь или пластик. Термоэлементом детали, является воск, находящийся внутри устройства, при нагревании производящий давление на клапан, тем самым открывая его, а при остывании закрывая и возвращаясь в первичное состояние. Устройство имеет два вида наполнителя: жидкостной, твердотельный (использующийся в современных ДВС).

Распространенные причины неисправностей, способы их исправления

Для своевременного определения неисправности детали, наилучшим вариантом послужит знание признаков ее поломки. Это послужит решающим моментов в починке — чем раньше обнаружена и устранена проблема, тем меньшей нагрузке подвергнется двигатель. При нарушении температурного режима ДВС автотранспорта интенсивно изнашивается и страдает. Свидетелями неисправностей механизма послужат следующие признаки:

  • Быстрое перегревание двигателя в результате неправильной работы системы охлаждения. В таком случае следует дать мотору охладиться. Обязательно делайте это естественным путем — откройте капот транспорта, не поливайте водой, из-за этого могут появиться трещины на бочке или головке.
  • Мотор долго разогревается. Длительный процесс нагревания мотора говорит о том, что клапан заклинило в открытом положении, антифриз проходит через радиатор, циркулируя только по большому кругу. Это подвергает двигатель большим нагрузкам.
  • После пары минут работы нижний патрубок теплый, или если холодный, а панель приборов говорит о закипании.
  • Работающая при холодном режиме печка, увеличенный расход топлива транспортом.

Делая вывод, можно смело заявить, что если возникли проблемы с охлаждением мотора, первым делом необходимо обратить внимание на работу термостата. Частым признаком неполадок служит нарушение целостности конструкции. Существует ряд распространенных причин поломки устройства:

  • Коррозия, вызванная нарушением герметичности, в результате протечки воска и смешение его с антифризом. Коррозионные процессы разъедают деталь, из-за чего поток жидкости не прекращается при любом положении клапана.
  • Пренебрежение замены ОЖ, эксплуатация больше положенного срока, а также использование некачественной продукции и нарушение в ее применении (к примеру — разбавка концентрата жидкости обычной водой, а не дистиллированной; пропуск промывания системы охлаждения перед заменой ОЖ; игнорирование факта использования различными марками машин термостат разных режимов температуры).
  • Вибрации, вызванные установкой бракованных деталей, приводящие к разрушению механизма.
  • Заклинило клапаны устройства в результате его загрязнения.
  • Снижение коэффициента расширения твердого наполнителя, которое приведёт к изменению его объема. Как следствие снизится давление на шток, клапаны перестанут функционировать.

Перечисленные признаки возникают как при механическом повреждении, также при использовании некачественных составляющих конструкции.

Надежные варианты проверки исправности механизма

Работоспособность вашего термостата, можно определить, выполнив следующий алгоритм действий:

  • Завести двигатель до рабочего состояния, а после заглушить;
  • Открыть капот автомобиля и найти резиновый шланг в верхней части радиатора, затем в нижней;
  • Очень осторожно из-за возможного нагревания шлангов, попробовать прикоснуться к ним рукой.

Известно, что корпус термостата соединен с верхним шлангом радиатора, который является частью большого круга системы охлаждения. Соответственно, при исправности устройства, после заведения мотора, верхний шланг радиатора должен оставаться холодным (возможно тепловатым) несколько минут до запуска антифриза. Если стрелка панели указывает на красную зону, но по факту один из шлангов холодный, а другой горячий — это свидетельствует о неисправности аппарата и необходимости его замены.

Второй способ, минусом которого является необходимость демонтировать устройство — это помещение его в стеклянную емкость, наполненную водой, измеряемой термометром. В процессе нагревания оценивается срабатывание механизма. Оба способа проверки не сложные и достоверные.

Инструкция по самостоятельной замене термостата

Зная, по какой причине произошла поломка, можно приступить к ремонту устройства. Если поломка серьезная, необходимо заменить механизм. Лучше всего производить замену при остывшем двигателе. При выборе нового термостата важно учесть температуру его срабатывания, подобрать применительно к двигателю. Процесс замены аппарата не обойдется без специальных инструментов, таких как: накидной ключ, герметик, отвертка, воронка, шланг для нее, чистая бутылка/банка для слива антифриза (около двух — трех литров).

На нашем сайте есть подробная статья по замене термостата на Королле — https://corollafan.ru/obsluzhivanie/termostat-tojota-korolla.html

Кратко последовательность починки механизма:

  1. Первоочередная задача — необходимость частично слить антифриз из специального краника радиатора, находящегося под капотом автотранспорта;
  2. Необходимо осторожно отсоединить верхний шланг от механизма;
  3. Отверткой аккуратно открутить гайки и болты, крепящие корпус. В случаях прикипания не пытайтесь отковырять корпус отверткой – это может привести к утечке ОЖ, лучше постучать по нему;
  4. Вынуть деталь и закрыть отверстие тряпкой во избежание загрязнений (может вылиться немного антифриза);
  5. Перед установкой нового устройства, удалите следы старой прокладки;
  6. Убрать защитную тряпку и вставить новый аппарат, предварительно смазав его герметиком. Важным моментом служит установка термостата правильной стороной, в помощь вам придут пометки на самом механизме;
  7. Установить корпус на первичную позицию и вставьте в него шланг радиатора, затянув хомут (при необходимости заменить его);
  8. Заключительным этапом долить антифриз, и протестировать шланг во избежание утечек.

При установке обратить внимание на соблюдение следующих условий: правильная установка корпуса устройства таким образом, чтобы он не перекрывал канал на печь; по возможности клапан должен находиться как можно выше, для выхода воздуха.

Термостат – это деталь, не подвергающаяся ремонту. Стоимость устройства не очень велика, напрямую зависит от производителей, разновидностей, а также конструктивных особенностей двигателя и расположения. Отечественные — сравнительно дешевле импортных, в особенности немецких устройств, являющихся наиболее дорогими. Но термостат, деталь не дорогостоящая и легко заменимая. При должном уходе, периодической, надлежащей замене охлаждающей жидкости и своевременном выявлении признаков неисправности механизма, термостат прослужит долгую службу.

Artem
Corollafan.ru
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Подписаться на
guest

0 комментариев
Сначала старые
Сначала новые Сначала популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x