Водители при выборе машины обращают внимание на то, установлен в автомобилях автомат или вариатор. Они имеют отличия во внутреннем устройстве. Подробнее в чем разница между этими автоматизированными видами трансмиссий будет рассказано в этой статье.
Краткое описание автомата и вариатора
Коробки автомат пришли на смену механике, которую дополнили гидротрансформатором, заменяющий сцепление. Теперь водителям стало легче переключать передачи, без рывков. После автоматические коробки передач стали управляться электроникой.
Современные модели оснащены 8-9 ступенями, которые позволяют реализовать все характеристики мотора.
Прообраз вариатора был создан еще Леонардо да Винчи. С XIX века вариаторы были доработаны для установки на автомобили. Так в чем же существенное отличие вариатора от автомата?
Надежность автомата и вариатора
Автоматические коробки передач ломаются в случае неправильной эксплуатации. Если масло не заменить — оно начинает густеть и накапливать в себе металлическую стружку.
После прибор перегревается, что провоцирует заклинивание диска и другие поломки автомата. Починить их сложно. Велика вероятность, что потребуется замена всего гидравлического блока или фрикционов.
Чтобы автомат был надежным, нужно своевременно отдавать его в сервис. Если вы будете аккуратно управлять машиной с автоматической коробкой передач, она сможет проехать около 400 тыс. км без ремонта.
Если же вождение агрессивное, и машина не будет отправляться на обслуживание, проблемы с автоматом возникнут уже на пробеге в 40 тыс. км.
Вариаторы нуждаются в качественном обслуживании, которое проводит только эксперт. Важно вовремя менять масло, чтобы валы не зажимались, и не изнашивался ремень. Иначе избежать резких толчков не получится.
Езда на большой скорости с изношенным ремнем чревата поломками в подшипниках и приводных валах.
Это повышает стоимость ремонта. Учитывая, что вариатор подразумевает использование электроники, важно следить за состоянием трансмиссии. Иначе она будет перегреваться и выходить из строя.
Преимущества и недостатки автоматической коробки передач
АКП характеризуется такими преимуществами:
- Надежность. Как уже говорилось выше, вы сможете проехать не менее 400 тыс. км, если будете вовремя отдавать автомат на обслуживание.
- Легкость ремонта. Вы можете отдать машину на ремонт в ближайшее СТО, чтобы исправить поломку. Стоимость работ невысокая.
- Не требуется использование высококачественного трансмиссионного масла.
- Щадящее отношение к мотору. Можно переключать передачи без обязательного условия набора высоких оборотов.
- Используется больше трансмиссионного масла.
Из недостатков отмечают:
- Невысокий коэффициент полезного действия, который возникает из-за потери в гидротрансформаторе. Это снижает расход полезной мощности мотора.
- Расходуется много топлива.
- Машина медленно разгоняется, по сравнению с моделями с вариатором.
- Сильные рывки, когда водитель переключает передачу.
- Сложно завести транспортное средство с толкача или с помощью буксировки.
В вопросе, что лучше автомат или вариатор, водители склоняются к АКПП. В особенности, если пробег ТС более 100 тыс. км.
Преимущества и недостатки вариатора
Рассмотрим коробку вариатор плюсы и минусы. Начнем с достоинств:
- Плавное движение. Водители отмечают, что это напоминает вождение на электрическом автомобиле.
- Машина ускоряется без рывков.
- Высокий коэффициент полезного действия. Это сокращает время передачи мощности с мотора на трансмиссию, что увеличивает динамичность транспортного средства.
- Экономит топливо. Это связано с тем, что скорость набирается плавно.
- Экологичность. Это связано с небольшим расходом топлива. Поэтому автомобиль будет выбрасывать в атмосферу минимальное количество углекислого газа.
- Щадящий рабочий режим. Условия использования машины выбирается электроникой. Она устанавливает оптимальные режимы работы, поэтому детали изнашиваются дольше.
Из минусов вариатора выделяют:
- Нельзя устанавливать на машины, двигатель которых более 220 лошадиных сил. Такие моторы будут негативно влиять на ремни привода и ролик вариатора.
- Цены на трансмиссионное масло довольно высокие. Помимо этого, вариатор нуждается в масле, которое сложно найти в небольших городах.
- Наличие большого числа электроники, которая часто выходит из строя. Если в системе возникнет небольшая поломка, вариатор перейдет в аварийный режим или отключиться.
- Ремонт довольно сложный. Водителю будет нелегко найти качественную мастерскую, которая занимается ремонтом вариаторов. Помимо этого, стоимость ремонта несколько выше, по сравнению с АКПП.
- Отсутствие возможности прикрепить прицеп или другой автомобиль. Также вы не сможете отбуксировать транспортное средство, если двигатель будет отключен. Исключением является ситуация, когда есть приводная ось.
Полезно знать, чем отличается коробка автомат от вариатора. Вы вправе самостоятельно решать, машину с вариатором или автоматической коробкой выбрать.
Однако мастера советуют для небольших городов выбирать машины с АКПП, т. к. легче будет найти СТО для ремонта.