Роботизированная коробка передач представляет собой коробку, в которой сцепление выключается, а передачи переключаются автоматизированно. То есть водителем и условиями движения диктуется входная информация для системы управления, а работа коробки передач ведется на основе электронного блока. Автоматизация функций обеспечивается электронными компонентами, которыми снабжена коробка. Благодаря грамотной адаптации робота «Тойоты Королла» можно сделать процесс управления автомобилем проще и удобнее.
В чем функции?
Главное достоинство робота «Тойоты Королла» – это возможность забыть во время движения о переключении коробки передач. Сегодня этот механизм оснащается практически все автомобили – от бюджетных до дорогих. Но стоит помнить о том, что роботизированная коробка должна своевременно обслуживаться. Каждый робот состоит из следующих элементов:
- сцепления,
- механической коробки передач;
- привода сцепления и передач;
- системы управления.
Управление коробкой выполняется электронной системой на основе входных датчиков, электронного блока управления, исполнительных механизмов. Работает робот либо автоматически, либо на полуавтомате, при этом в каждой модели имеется режим ручного переключения передач.
Особенности робота Toyota Corolla
Компания Toyota ввела в эксплуатацию новую версию роботизированной КПП в 2007 году. Правда, по мере ее использования многие пользователи сталкивались с определенными проблемами. Но благодаря широкому выбору модификаций коробки передач каждый покупатель может подобрать именно то, что будет удобнее ему. Мы расскажем о том, как выполнить адаптацию робота «Тойота Королла». Все действия состоят из следующих моментов:
- Подготовки авто, то есть переключаем рычаг передач в состояние N, выключаем зажигание, ставим авто на ручник.
- Перемычки контактов в диагностическом разъеме DLC3.
- Включение зажигания (тормоз отпущен, машину пока не заводим).
- Примерно три секунды жмем на педаль тормоза.
- Ждем двух звуковых сигналов зуммеров.
- Жмем на педаль тормоза.
- Оставляем тормоз нажатым и перемещаем рычаг переключения передач в следующем порядке: N – E – M – плюс – М – плюс – М – плюс – М – плюс – М – Е – N.
- Педаль тормоза отпускаем.
- Жмем педаль тормоза опять.
- Ждем, пока зуммер издаст серию из звуковых сигналов с интервалом 0,5 сек.
- Нажать на тормоз не менее 3 раза в течении 2 сек.
- Зуммер издаст 2 сигнала с интервалом 0,25 сек.
- Нажимаем на тормоз, переключаем рычаг передач в положение «-», не отпуская педаль тормоза.
- Отпускаем тормоз.
- Выключаем зажигание и ждем не менее 10 сек.
- Отсоединяем контакты диагностического разъема DLC3.
Не пугайтесь, что при запуске двигателя начнет мигать индикатор N (переключение передач на дисплее). Двигатель можно заглушить после того, как индикатор перестанет мигать. Как только N перестал мигать, настройка робота завершается.
Робот Multimode – главный для Toyota Corolla
Именно эта коробка передач ставится на «Тойоту Короллу». Это механическая трансмиссия, к которой добавлены управляемые электродвигателями приводы. Рычаг, переключающий скорости, имеет систему электрического управления переключения. Именно она определяет положение рычага, которое выбрал водитель, после чего сигнал передается в TCM для того, чтобы управлять трансмиссией. Рычаг переключения оснащен механизмом электрической блокировки переключения.
Особенность трансмиссии Multimode – в возможности работы в аварийном режиме. Если система TCM обнаружила неисправность в работе коробки, включается контрольная лампа механической трансмиссии Multimode, что и сигнализирует о неисправности. Благодаря автономному режиму работы можно управлять автомобилем, не допуская аварийной ситуации.
Особенности управления
Управление механической трансмиссией выполняется следующим образом:
- Запуск системы. Multimode начинает работу после включения двигателя. Рычагом можно манипулировать только при включенном зажигании и нажатии на педаль тормоза. Запуск двигателя возможен, только если нажата педаль тормоза, а рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.
- Трогание с места и движение задним ходом. Чтобы подготовить автомобиль к движению, можно наполовину включить сцепление, а педаль тормоза отпустить.
- Управление переключением передач. Передачу можно переключать автоматически или вручную.
Водитель может выбрать из нескольких видов режима работы роботизированной коробки передач:
- Е (движение вперед в режиме автомат или экономия): переключение передач переднего хода выполняются автоматически;
- М (ручной режим при движении вперед): передачи могут переключаться самим водителем, который управляет рычагом селектора вперед или назад;
- N :– трансмиссия находится в нейтральном положении;
- R – включена передача заднего хода.
В данной коробке-роботе имеется кнопка, позволяющая выбрать спортивный и экономный режим работы.
Возможные проблемы
Многие пользователи отмечают, что робот Toyota Corolla отличается капризным характером, поэтому советуют избегать такой покупки. С другой стороны, они надежны и долговечны. Необходимость замены сцепления в коробке зависит от того, насколько интенсивной будет езда. Проблема замечается тогда, когда водители отмечают пробуксовку. Если имеются механические повреждения, система переходит на работу в аварийном режиме, а передача сбрасывается в нейтральное положение, при этом высвечивается ошибка с кодом P0810. В таких случаях требуется замена комплекта сцепления — корзины, диска сцепления и выжимного подшипника.
В некоторых случаях отмечаются неисправности в электрической системе коробки-робот. Это выражается:
- в дерганье авто при старте, что вызвано неисправностями настройки и инициализации сцепления;
- сбрасывания в нейтральное положение рычага коробки, если сцепление перегрелось.
Чаще всего при неисправностях системы электроники выдаются следующие ошибки: P0810 – ошибка при управлении положением сцепления; P0900 – обрывается цепь в проводке.
К недостаткам роботизированной системы можно отнести и слишком длительное переключение передач, в результате чего динамика автомобиля идет с рывками и провалами. Соответственно, управление транспортным средством не так удобно и комфортно. Кроме того, если долго стоять в пробке, может перегреться сцепление.
Выводы
Multimode – это коробка передач, которая требует внимания к эксплуатации. Правильный подбор режима управления – залог того, что езда будет комфортной и безопасной. Если вы планируете совершать маневры, лучше использовать ручной режим, а не Multimode.