Сегодня в автомобилях появляется все больше электроники, которая должна обезопасить всех участников дорожного движения. Поговорим о BAS — что это, и как оно действует.
![Все о системе аварийного торможения Break Assist (BAS)](https://corollafan.ru/wp-content/uploads/2021/04/40-2-630x170.jpg)
Описание системы экстренного торможения
BAS (Break Assist System) — дополнительная система экстренного торможения, которая входит в комплектацию автомобилей с 2005 года. Согласно стандартам Европейского комитета по проведению независимых краш-тестов авто с оценкой активной безопасности и пассивной безопасности (EuroNCAP), автомобиль не может получить максимальный балл за краш-тест, если у него отсутствует BAS.
![Все о системе аварийного торможения Break Assist (BAS)](https://corollafan.ru/wp-content/uploads/2021/04/41-630x315.jpg)
Вспомогательная тормозная система с помощью различных датчиков собирает данные о:
- скорости автомобиля (по частоте вращения колес);
- силе, с которой водитель давит на тормоз;
- состоянии концевого выключателя;
- движении на штоке ВУ.
Все сигналы передаются бортовому компьютеру. ЭБУ за доли секунды — быстрее реакции водителя — обрабатывает их и принимает решение об экстренном торможении. Скорость реакции системы и способ торможения зависят от типа BAS, но во всех случаях действия помощника направлены на то, чтобы снизить тормозной путь на пару десятков процентов.
![Все о системе аварийного торможения Break Assist (BAS)](https://corollafan.ru/wp-content/uploads/2021/04/42.jpg)
Как Break Assist (BAS) работает
Как было сказано выше, BAS — обобщенное название целого ряда систем незапланированного торможения. Их можно разделить на два класса: реакционные (т.е. действующие, исходя из поведения водителя) и автоматические (принимающие решения самостоятельно).
![Все о системе аварийного торможения Break Assist (BAS)](https://corollafan.ru/wp-content/uploads/2021/04/43-630x420.jpg)
Пневматическая система
Первый реакционный подкласс. На дороге случаются разные ситуации: отвлеклись вы, отвлекся другой водитель, и вот все резко ударили по тормозам. Когда система фиксирует неожиданный удар на педаль тормоза, который превышает определенное пороговое усилие, то принимает решение о подключении BAS.
![Все о системе аварийного торможения Break Assist (BAS)](https://corollafan.ru/wp-content/uploads/2021/04/44-630x519.jpg)
Главный элемент пневматики — вакуумный усилитель. Так же в систему входят датчик, измеряющий скорость движения штока, его электромагнитный привод и бортовой компьютер.
Усиление, прикладываемое к главному тормозному цилиндру, определяется как разность давлений в камерах ВУ, которые разделены мембраной (в первой — разряжение, подаваемое впускным коллектором, во второй — контролируемая атмосфера). Если система фиксирует слишком быстрое движение штока, то она подает на мембрану полное давление атмосферы. Таким образом, педаль тормоза дожимается до максимума.
![Все о системе аварийного торможения Break Assist (BAS)](https://corollafan.ru/wp-content/uploads/2021/04/45-630x349.jpg)
Каждая компания разрабатывает своего Break Assist. Принципы действия одинаковы, а названия могут отличаться:
- EBA у Шкоды, Вольво, Вольксвагена, Ауди, тойоты и Мерседеса;
- AFU у Рено, Пежо, Ситроен (преимущественно французские марки).
![Все о системе аварийного торможения Break Assist (BAS)](https://corollafan.ru/wp-content/uploads/2021/04/46-1-630x421.jpg)
Гидравлическая система
Второй реакционный подкласс. На машинах с системой антиблокировки стоит гидроблок с клапанами и датчиками. Он контролирует поступления тормозной жидкости. К имеющимся контролерам добавляют датчик давления в тормозном цилиндре, датчик разряжения и реле стоп сигнала.
![Все о системе аварийного торможения Break Assist (BAS)](https://corollafan.ru/wp-content/uploads/2021/04/47-630x370.jpg)
С помощью такой цепочки вспомогательная система торможения bas регулирует подачу тормозной жидкости к колодкам тормозов. Педаль дожимается за счет предельного давления рабочей жидкости.
- HBA и HBB у Ауди и Вольксвагена;
- SBC и BA Plus у Мерседеса;
- DBC у БМВ.
Электронная система
Электронная система — система автоматического торможения. Она интеллектуальнее предыдущих, так как оценивает обстановку не только внутри машины, но и снаружи. За счет внешних камер, радаров, сенсоров и прочих датчиков она может рассчитывает расстояние до препятствия, находящегося впереди, и начать тормозить, когда оно станет угрожающе маленьким. Эти системы, в отличие от механических, действуют на опережение.
Осуществляя экстренное торможение, они воздействуют на поршень, а не на педаль тормоза, на которую водитель может еще даже не нажать.
Механическая система
Предшественница электронной. Контролирует только скорость автомобиля и силу нажатия на педаль тормоза. Если значения выходят за пределы пороговых — активируется тормозной усилитель.
![Все о системе аварийного торможения Break Assist (BAS)](https://corollafan.ru/wp-content/uploads/2021/04/60.jpg)
Отличие BAS от EBD, ABS, ESP
EBD — система электронного распределения тормозных усилий. Несмотря на то, что колеса стоят на одной машине, покрышки снашиваются по-разному. Из-за этого все колеса имеют разное сцепление с дорогой. Система анализирует давление на колесо во время торможения и корректирует тормозное усилие на него. Это уменьшает вероятность заносов и позволяет водителю сохранять контроль над автомобилем.
![Все о системе аварийного торможения Break Assist (BAS)](https://corollafan.ru/wp-content/uploads/2021/04/61-630x394.jpg)
ABS — антиблокировочная система. Она действует так, чтобы во время маневров колеса не блокировались.
ESP — система динамической стабилизации. Самая интеллектуальная на сегодняшний день. Предотвращает заносы торможением одного или нескольких колес.
Главное отличие BAS от всех перечисленных систем в том, что действия Break Assist направлены именно на сокращение тормозного пути.